Эта статья написана мной для блогеров, владельцев каналов в соц-сетях, наставников, экспертов, работающих онлайн, кто размещает рекламные объявления на своих интернет-ресурсах напрямую, без посредничества агентств.
Например, моя конкретная ситуация — маркировка рекламы в ВК, когда ко мне напрямую обращаются с просьбой о размещении рекламы в моей группе.
Как организовать свою работу с вступлением в силу закона о маркировке рекламы с сентября 2023 года?
Если быть более точным, закон вступил в действие еще в 2022 году, когда обязал каждое рекламное сообщение регистрировать в едином реестре с присвоением уникального токена. Но поскольку штрафы за отсутствие маркировки рекламы обещали только с сентября 2023 года, в основном все и тянули до этого “счастливого часа”, чтобы разобраться с этим вопросом.
Из-за “размещения одной-двух рекламок” париться точно не стоит. Но если мы хотим зарабатывать и масштабироваться, то стремимся работать легально, поэтому и разбираемся сейчас с маркировкой.
Рассказываю пошагово, как получилось сделать у меня. МОЙ ОПЫТ — КАК Я ВЕДУ УЧЕТ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ. Надеюсь, он будет полезен.
Содержание статьи
1. Ваш статус и прием платежей
В первую очередь решите этот вопрос.
Если вы ИП (как я) или самозанятый, то у вас должен быть продуман вопрос приема платежей. Я использую систему Prodamus, всю рекламу заказчики оплачивают по сформированной ссылке, деньги перечисляются через сутки на мой счет ИП.
Лайфхак: при оплате через Продамус заказчик сам вводит свой номер телефона, соответственно мне не нужно специально спрашивать у него эти данные, и это помогает мне дальше упростить организацию работы по маркировке.
Можно работать и как физ-лицо, принимая деньги на свою карту, но это немного “тупиковая ситуация”, которая не даст вам расти. Вопрос с налогами я в этой статье не затрагиваю.
2. Политика обработки персональных данных
Это важно. По большому счету, даже если вы делаете любой Гугл-опрос, где просите указать свое имя и логин Телеграм, у вас в опросе уже должен быть пункт, что ваш респондент согласен на обработку его персональных данных.
Поэтому продумайте, где вы разместите такой текст.
У меня он находится на моем сайте.
Если размещаете рекламу в своей группе ВК — поместите его в разделе Обсуждения, если в Телеграм — используйте сервис Telegraph. Очень удобно для подобных задач использовать программу Notion. Вариантов масса!
Главное, чтобы текст такой был и вы могли на него давать ссылку.
Сам текст «Политики обработки персональных данных» — можете ориентироваться на мой вариант или найти подобные в Интернете.
3. Выбираем ОРД
Теперь надо зарегистрироваться в какой-либо компании — Операторе рекламных данных (ОРД), которая и будет маркировать вашу рекламу (присваивать токен).
Таких компаний немного (около десятка), список легко гуглится, можно выбрать любого.
Важно понимать — ОРД не утверждает и не модерирует ваши рекламные тексты. Он только передает в единый реестр то, что вы загрузите, и всё. Бояться, что «не утвердит», не надо.
Многие ОРД созданы от крупных компаний (VK ОРД, Яндекс ОРД и тд), но передавать через них можно любую рекламу, не только для ВК или для Яндекса соответственно. Выбирайте того, который понравится.
Я выбрала VK ОРД. Условия регистрации показались понятными, сейчас это бесплатно (как будет дальше — они сами не знают).
Войти можно по аккаунту ВКонтакте или просто зарегистрироваться.
У сервиса очень хорошая справочная система, следуйте по ней.
В первую очередь заполните «Редактирование собственного контрагента» — то есть информацию о вас (Фио, телефон, ИНН, статус — ИП или физлицо).
Если вы размещаете рекламу, ваша роль в системе — Издатель. Я выбрала 2 роли — Издатель и Рекламодатель, чтобы иметь больше возможностей.
Также надо указать площадки, где будете размещать рекламу, у меня это группа ВК, после добавлю и каналы в ТГ.
4. Ваш прайс
Частные рекламодатели могут не отслеживать изменения в законодательстве. Поэтому вам надо проинформировать их о том, что реклама должна маркироваться, и что они соглашаются предоставлять свои данные.
Как сделано у меня:
я создала страницу в Notion с расценками на размещение (прайс-лист), вверху логотип и общая статистика группы. И далее блок с такой информацией
Затем цены и условия размещения.
Ссылку на оплату через Продамус указываю здесь же в прайсе.
5. Ведем учет рекламодателей
В любом бизнеса важна оцифровка. Лучше сразу привыкнуть вести учет своих рекламодателей, хотя бы чтобы не запутаться какое время у вас занято, а какое свободно.
Можно делать это в Excel. Я делаю это… да, вы угадали — в Notion.
Дополнительная информация. Как у меня реализовано в Notion
Сделано 2 базы данных — Рекламный клиент и Размещение рекламы.
Почему 2 базы? Потому что один и тот же рекламодатель может размещаться многократно. В первой базе — общая информация о нем (одна запись), во второй — о его размещениях (может быть много записей), это общие правила проектирования БД. Эти базы связаны между собой (Relation по полю ФИО).
Вы можете сделать собственные поля в базах, какие вам удобно.
У меня так:
Столбцы базы Рекламный клиент
ФИО, Дата (дата первого контакта), Ссылка на профиль
Площадка (мультиселект — ВК, ТГ и тд),
№ Договора (это поле сделано формулой, я собираю его из ID, года и месяца — люблю автоматизацию и упрощаю себе всё что возможно),
Телефон (я не спрашиваю его, а беру из платежных данных Продамуса, когда проверяю оплату),
Размещение (данные подтягиваются из второй базы).
Столбцы базы Размещение рекламы
Название (про что реклама),
Рекламодатель (подтягивается из первой базы),
Дата и время размещения,
Закреп (это чекбокс, закрепы актуальны в ВК)
Статус (это «select» — выбор из значений Бронь, Оплачено не поставлено, Поставлено. Веду учет чтобы не запутаться).
И далее про ОРД — отмечаю, зарегистрировала ли там и какой токен.
Последней столбец Маркировка — это я автоматически собираю ссылку, чтобы легче ее копировать.
Бесплатные уроки по Notion здесь.
Но вы можете вести учет в любой программе, в какой вам удобно.
6. Обратился рекламодатель. Ваши действия.
6.1. Показываем ему ваш Прайс с информацией о законе и ссылкой на Политику обработки данных.
6.2. Рекламодатель согласен?
Согласовываем текст и время размещения. Ссылка на оплату есть в нашем Прайсе.
6.3. Оплачено?
Вносим всю информацию о рекламодателе и времени в Базу или Таблицу где вы это ведете, присваивая при этом Номер Договора — он нам далее понадобится. Номер телефона возьмем из платежки.
Если вы физ-лицо и вам оплачивали на карту, в этом случае вы должны спросить телефон сами. Или ИНН рекламодателя, но понятно, что телефон узнать проще.
6.4. Идем на сайт ОРД
Рассказываю на примере VK-ОРД, но скорее всего у остальных компаний также. Для каждого действия — своя вкладка.
а) Создаем нового контрагента — вносим ФИО рекламодателя, его роль (Рекламодатель), статус (физ-лицо) и телефон либо ИНН (на выбор).
Эти персональные данные обязательны, и если вы работаете с физ-лицами, спрашивать у них ИНН — равнозначно потерять половину рекламодателей. А в нашем случае мы телефон получили автоматически, не напрягая никого.
б) Вносим номер договора — его берем из вашей системы учета (ну или из головы — главное, не запутаться), выбираем уже ранее введенного контрагента.
в) Добавляем «креативы», то есть текст рекламы. Если у вас текст и картинка к нему, значит выберем «текстово-графический блок», загружаем отдельно текст, картинку и ссылку, по которой переходят.
Внимание. Здесь нужно внести ОКВЭД — код вида экономической деятельности. Выбирайте 73.11 или 73.12 — это рекламная деятельность.
(Если вы ИП, то для абсолютной безупречности желательно, чтобы такой ОКВЭД был бы у вас и в видах деятельности, у меня уже давно выбран 73.11)
После заполнения страницы с креативом и сохранения данных, вверху на ней появится ТОТ САМЫЙ ТОКЕН, ради которого мы всё это делали. Выглядит от примерно вот так 2VtzswdeKUb.
Скопируйте его в вашу рабочую базу с рекламодателями.
6.5. Размещаем рекламное объявление
Делаем всё как обычно, но к ссылке, которая у вас есть в рекламном тексте добавляем маркировку в виде вот такого хвостика
?erid=2VtzqwdeKUb
Ссылка получается примерно такой https://tpotapova.ru/?erid=2VtzqwdeKUb
Также внизу текста указываем, что это реклама.
Законодательство настаивает, что нужно явно указывать и рекламодателя. Но я в случае, если рекламная ссылка явно ведет на личный профиль человека, рекламодателя не указываю.
Если в рекламном тексте никакой ссылки нет, то внизу текста можно добавить так:
Реклама. ИП Потапова Т.А. Erid: 2VtzqwdeKUb
6.6. В конце каждого месяца нужно будет сформировать и отправить акты по размещенным рекламам.
Это действие я еще не делала, но судя по сайту VK-ОРД, проблем с этим быть не должно. Нажать кнопку и сформировать акт по каждому договору.
7. И еще важные моменты
Пункт, который должен быть первым в этой статье — нужно четко понять для себя, что маркировать обязательно, а что нет.
Собственные услуги на собственном ресурсе — не реклама.
Личные рекомендации — не реклама.
Обзоры, где несколько продуктов — не реклама.
Но это поначалу не понятно, что считать рекламой, а что нет, и ищешь разъяснения юристов по этому вопросу.
Разобравшись и настроив свой кабинет на сайте ОРД, можно легко промаркировать любое объявление, которое вызвало сомнения. И не тратить время на терзания «надо или не надо?».
И еще, о Договоре.
Вы указываете номер договора с каждым рекламодателем. Значит он у вас должен быть, а также акт выполненных работ.
Как планирую сделать я в самое ближайшее время:
— Взять за образец Договор о размещении рекламы (их много в интернете),
— Переписать под свои условия,
— Разместить его также, как и Политику обработки данных.
— Переход рекламодателем к оплате рекламы считать как принятие условий Договора.
P.S. Договор о размещении рекламы мной сделан.
* * *
Вот таков мой опыт по маркировке рекламы и организации собственной работы.
Буду рада рациональным мнениям в комментариях, обмену опытом.